Когда мы ставим целью реальное изменение нашего реципиента, как прорастание и формирование у него новых компетенций и даже глубже, нового пласта личности – из исполнителя даже не в управленца, но больше того – в создателя-разработчика, то главный вопрос всегда один – почему этого с ним не произошло раньше и само по себе? И если этого не случилось, может ли изменение произойти в рамках прохождения курса?
И тут появляется очень интересный аспект. Получается, что в учебе важна не столько сама учеба, сколько то, что она провоцирует в человеке, и к чему эта «дорога из желтого кирпича» может его привести.
Ставя пред собой задачу обучения разработчиков курсов, я понимала, что это будет сложно, и искала методы. Иногда даже не до конца осознанно, интуитивно вытягивая из памяти-подсознания подходы, адекватные и достаточные для решения этой очень сложной задачи.
Как происходит генезис личностного знания?
И наконец одной из них (самой настойчивой и целеустремленной) удалось приоткрыть завесу и разглядеть смысл, который, по словам ученицы, «ее буквально озарил», тем самым убедив и остальных в целесообразности действий. Так и происходит генезис нового внутреннего знания, собственного. Личного. И потому особо ценного и необходимого. Ибо оно уже не чужое, а твое собственное знание.
Как сказал ученик: «Пока вы рассказываете, все понятно, но, когда я сам начинаю это делать, у меня наступает паника от того, что я вообще ничего не понимаю». Это и есть наилучшая иллюстрация формирования собственного знания.
Что такое учебный курс?
Это модель некоей реальности, в которую временно погружается человек, чтобы освоить ее язык, и чтобы затем воспроизвести эту модель в собственной деятельности.
Но собирает методист курс из хаоса источников, энергий автора («поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что») и запросов учеников (которые еще нужно уметь верно понять). В этом смысле разработчик является творцом некоей реальности, превращая хаос в целостный продукт, системно и последовательно разворачивающий все элементы и все связи.
Парадокс работы сознания в том, что чтобы увидеть в некоей аморфной массе ее будущую внутреннюю структуру, нужно занять активную Я-позицию.
И здесь нет и не может быть готового ответа.
Но разработчику курса деваться некуда. От него ждут конкретный, вещный результат и никаких симуляций тут быть не может. На других этапах работы сотрудники и начальники всех мастей могут изображать из себя людей знающих и грамотных, при этом не производить ничего кроме симулякров-видимостей.
А продукт-то создает методист, и от качества этого продукта зависит жизнь всех участников процесса, начиная от автора и до покупающих курс учеников. Есть продукт – компания живет и здравствует, нет продукта – и вы банкрот. Но чтобы создать качественный образовательный продукт: тот, от которого ученики не отвернутся, о котором скажут доброе слово, надо методисту занять ту самую Я-позицию и сохранять ее иногда и вопреки давлению извне. Ибо иначе не получится.
Чтобы вывести своих учеников в личностную позицию, я ввела в программу систему заданий-загадок, по образу брахмодий.
Металогика брахмодий (ведийских космологических загадок, образующих ритуал кумулятивных вопросов-ответов), была раскрыта великим В.Н. Топоровым: сборка реальности из хаоса и личностная позиция творца как необходимое условие.
Так любимые книги, давно прочитанные и, казалось, забытые, настолько «прорастают» в тебе, что ты не замечаешь, что мыслишь их языком, чувствуешь их образами, а их знания непротиворечиво вплелись в ткань твоего сознания.
Почему задания – это загадки?
Каждое задание – это шаг построения курса учеником. Он его совершает самостоятельно. Никто за него это не сделает. И нет готовых решений, ответ может дать только сам ученик, если будет все время держать Я-позицию и не сдаваться.
Я, как тот сфинкс, просто не пропущу его дальше, пока он не даст мне разгадки. А это символически означает выйти в небытие, за границы привычного, в незащищённое, неведомое пространство, преодолев свои собственные границы, стереотипы и сопротивления, которые и не дают реализовать цели, заслоняют горизонт.
Каждый человек обладает неограниченным ресурсом познания и созидания. Но часто этот источник мы сами от себя закрываем. И потому способны только заучивать примитивные инструкции и также скучно их выполнять, теряя при этом свою энергию.
Суть применения метода загадок состоит в том, чтобы помочь человеку найти контакт с самим собой. Тогда внешнее чужое знание, воспринимаемое как слепой набор бессмысленных или даже враждебных знаков (реакция непонимания), преобразуется в личностное энергийное знание (возникновение понимания). У человека возникает эффект открытия, озарения, прилива энергии, эйфории.
Именно решение заданий превращает теоретическое слово в реальное дело, а конструирование курса – в подлинное творчество.