Я-ПОЗИЦИЯ МЕТОДИСТА
Наталья Перунова
Я-позиция - это то, без чего методист никогда не станет разработчиком курса.

Когда мы ставим целью реальное изменение нашего реципиента, как прорастание и формирование у него новых компетенций и даже глубже, нового пласта личности – из исполнителя даже не в управленца, но больше того – в создателя-разработчика, то главный вопрос всегда один – почему этого с ним не произошло раньше и само по себе? И если этого не случилось, может ли изменение произойти в рамках прохождения курса?

И тут появляется очень интересный аспект. Получается, что в учебе важна не столько сама учеба, сколько то, что она провоцирует в человеке, и к чему эта «дорога из желтого кирпича» может его привести.

Парадокс состоит еще и в том, что каждый должен дать собственный, личный ответ на главный вопрос. Или череду вопросов.

Ставя пред собой задачу обучения разработчиков курсов, я понимала, что это будет сложно, и искала методы. Иногда даже не до конца осознанно, интуитивно вытягивая из памяти-подсознания подходы, адекватные и достаточные для решения этой очень сложной задачи.

Как происходит генезис личностного знания?

Две недели назад на очередном сборе мы столкнулись с интереснейшей ситуацией. Ученики подошли к глубинной работе методиста: выявлению стержневой структуры будущего продукта, через отзеркаливание структур источников. На первых порах они обнаружили, что просто не понимают, зачем им ЭТО знание. А это приводило их к сопротивлению и тормозило, не давая идти дальше. Но доверие к наставнику подталкивало пытаться разгадать посыл этого этапа? ЗАЧЕМ?

И наконец одной из них (самой настойчивой и целеустремленной) удалось приоткрыть завесу и разглядеть смысл, который, по словам ученицы, «ее буквально озарил», тем самым убедив и остальных в целесообразности действий. Так и происходит генезис нового внутреннего знания, собственного. Личного. И потому особо ценного и необходимого. Ибо оно уже не чужое, а твое собственное знание.

Как сказал ученик: «Пока вы рассказываете, все понятно, но, когда я сам начинаю это делать, у меня наступает паника от того, что я вообще ничего не понимаю». Это и есть наилучшая иллюстрация формирования собственного знания.

Что такое учебный курс?

Это модель некоей реальности, в которую временно погружается человек, чтобы освоить ее язык, и чтобы затем воспроизвести эту модель в собственной деятельности.

Но собирает методист курс из хаоса источников, энергий автора («поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что») и запросов учеников (которые еще нужно уметь верно понять). В этом смысле разработчик является творцом некоей реальности, превращая хаос в целостный продукт, системно и последовательно разворачивающий все элементы и все связи.

Парадокс работы сознания в том, что чтобы увидеть в некоей аморфной массе ее будущую внутреннюю структуру, нужно занять активную Я-позицию.

И здесь нет и не может быть готового ответа.

А нам сегодняшним это очень страшно. Мы прячемся за масками, меняя их от ситуации к ситуации. Ибо если высунешь голову из болота, тебе сразу прилетит.

Но разработчику курса деваться некуда. От него ждут конкретный, вещный результат и никаких симуляций тут быть не может. На других этапах работы сотрудники и начальники всех мастей могут изображать из себя людей знающих и грамотных, при этом не производить ничего кроме симулякров-видимостей.

А продукт-то создает методист, и от качества этого продукта зависит жизнь всех участников процесса, начиная от автора и до покупающих курс учеников. Есть продукт – компания живет и здравствует, нет продукта – и вы банкрот. Но чтобы создать качественный образовательный продукт: тот, от которого ученики не отвернутся, о котором скажут доброе слово, надо методисту занять ту самую Я-позицию и сохранять ее иногда и вопреки давлению извне. Ибо иначе не получится.

Чтобы вывести своих учеников в личностную позицию, я ввела в программу систему заданий-загадок, по образу брахмодий.

Металогика брахмодий (ведийских космологических загадок, образующих ритуал кумулятивных вопросов-ответов), была раскрыта великим В.Н. Топоровым: сборка реальности из хаоса и личностная позиция творца как необходимое условие.

Так любимые книги, давно прочитанные и, казалось, забытые, настолько «прорастают» в тебе, что ты не замечаешь, что мыслишь их языком, чувствуешь их образами, а их знания непротиворечиво вплелись в ткань твоего сознания.

Почему задания – это загадки?

Каждое задание – это шаг построения курса учеником. Он его совершает самостоятельно. Никто за него это не сделает. И нет готовых решений, ответ может дать только сам ученик, если будет все время держать Я-позицию и не сдаваться.

Да, перед заданием он прослушивает ряд видео-лекций, совокупность которых последовательно раскрывает технологию создания курса как модели реальности. Но этого мало. Чтобы это знание стало его собственным, ему нужно выполнить самостоятельное действие поиска и создания нового смысла. Не имитацию поиска, а реальный поиск.

Я, как тот сфинкс, просто не пропущу его дальше, пока он не даст мне разгадки. А это символически означает выйти в небытие, за границы привычного, в незащищённое, неведомое пространство, преодолев свои собственные границы, стереотипы и сопротивления, которые и не дают реализовать цели, заслоняют горизонт.

Для выполнения задания ему нужно, предельно внимательно изучив учебный материал, понять (разгадать) ментальный смысл данного этапа построения курса: то, каким образом данный прием в совокупности с другими приведет его к искомому результату.
Что означает «понять»? – перевести (найти аналогии, назвать по-своему) внешний язык учебника на свой собственный, встроив его в непротиворечивое собственное знание о деятельности, тем самым расширив и обогатив собственное понимание процесса производства курса.
Затем ему нужно обратить свой взор на источник материала будущего курса, и также увидеть в нем структурные смыслообразующие элементы, используя понятый им ментальный смысл учебного материала.
То есть нанести на чуждый аморфный непонятный материал свою смысловую форму, и тогда этот материал преобразится и явит свою внутренний смысл. Опять же, разгадать этот материал. И в итоге, на основе добытых ответов произвести очередной кирпичик здания будущего курса – новый смысл.
Понятно, что как только ученик приступает к выполнению задания, у него начинаются трудности. И здесь опять же подключается логика кумулятивных вопросов-ответов. Ученик совершает действие в ответ на мой вопрос, но оно не раскрывает загадки, поэтому я задаю ему следующий вопрос, который вытекает из его ответа. Разгадка становится ближе и он, радостный, продвигается дальше. Но вплоть до новых трудностей. И таким образом мы доходим до решения вопроса – выполнения конкретного этапа производства курса и формирования нового элемента смысла.

Каждый человек обладает неограниченным ресурсом познания и созидания. Но часто этот источник мы сами от себя закрываем. И потому способны только заучивать примитивные инструкции и также скучно их выполнять, теряя при этом свою энергию.

Суть применения метода загадок состоит в том, чтобы помочь человеку найти контакт с самим собой. Тогда внешнее чужое знание, воспринимаемое как слепой набор бессмысленных или даже враждебных знаков (реакция непонимания), преобразуется в личностное энергийное знание (возникновение понимания). У человека возникает эффект открытия, озарения, прилива энергии, эйфории.

А почему? Он оказывается в позиции творца. Его действия осмысленны и системны. Сама загадка задает ему правило: это не просто некое знание, это кирпичик, из которого складывается вселенная, и ты этот кирпичик должен найти в своей вселенной, он будет другим, чем мой, но по смыслу они будут братья. Тебе нужно понять мою логику, затем логику источника, но не повторить ее, а с помощью ее в своем материале увидеть его логику и начать ее проявлять в деле.

Именно решение заданий превращает теоретическое слово в реальное дело, а конструирование курса – в подлинное творчество.