КОМПЕТЕНЦИИ В ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Наталья Перунова
Компетенции - это важный рабочий инструмент для достижения высокого результата:
максимального усвоения учебной информации.

Слово «компетенция» для нас и привычно (получаем и развиваем компетенции, обучаясь; применяем компетенции в работе), и в то же время избыточно (зачем они нужны?), а у педагогов вызывает нервный тик (в связи с тоннами бумаг, которые педагог должен готовить за год).

Я прошла все эти стадии: от знакомства через отрицание к принятию и пониманию полезности – до встраивания компетенций в технологию обучения в собственном курсе.

И потому могу сказать, что это действительно важный рабочий инструмент для достижения высокого результата: максимального усвоения учебной информации. Но при условии содержательного применения компетенций, а не формально-бюрократического!

Более того: общество изрядно насытилось «инфоцыганством» – обещаниями быстрого приобретения знаний и обогащения с нулевыми результатами по итогам, с одной стороны, и формальным образованием (корочка без реальных профф. навыков), с другой.

Слово «качество» снова возвращается в нашу жизнь, вытесняя показушный симулякр. Поэтому «легкое экспресс обучение», несмотря на привлекательную обложку, теряет свою аудиторию: сегодня ученикам нужны настоящие знания для достижения реальных результатов.

Начну с конца – с применения компетенций на практике. Компетенции здесь – это инструменты для решения разных задач.

Например, чтобы провести массаж, специалист должен:

1. уметь осуществлять диагностику состояния пациента, определять его проблемные зоны и понимать их причины;
2. владеть видами и приемами массажа;
3. понимать анатомию и физиологию человека;
4. знать протоколы ведения массажа различных видов и подбирать стратегию терапии под пациента, учитывая его состояние, проблемы;
5. производить массаж;
6. анализировать результат массажа.

Чтобы освоить эти инструменты – нужно им научиться. Тот курс будет успешен, который наиболее полно обучит специалиста компетенциям, позволяющим решать оптимальный набор задач для выполнения деятельности.

Что значит «обучить компетенциям»?

Это значит выстроить курс как математически выверенную матрицу пошагового системного знакомства –понимания – практического применения знаний, умений и навыков (= компетенций) и их интериоризации в сознании человека (когда чужое знание становится твоим, ты его свободно и осмысленно применяешь, когда посчитаешь нужным).

В таком курсе теория и практика равнозначны.

Теория (лекции, тесты, кейсы)
Постепенное втягивание ученика в понятийный мир курса, когда за базовыми понятиями выстраивается более сложная система смыслов, а ученик начинает свободно оперировать основными терминами деятельности, которую осваивает.
Практика (задания)
Вывод ученика в реальную деятельность, где ему нужно применить полученные компетенции, с обязательной экспертной обратной связью наставника. Отсутствие таковой практику нивелирует.
Интересно, что при усвоении теории и практики происходят разные процессы в сознании человека.
При изложении теории важна системность и последовательность: каждое новое понятие объясняется, строится на основе предыдущих, показывается его взаимосвязь с другими понятиями.
Для теории важна система лекций (изложение теории преподавателем), семинаров (изложение теории учениками по источникам) и тестов (автоматизированная оценка усвоения знаний).
ТЕОРИЯ
В онлайн-образовании популярны «живые» вебинары: лекции спикера на 2-4 часа в среднем и ответами на вопросы из чата. Но часто (по причине низкого качества дидактического мышления спикера и его методистов) эти лекции характеризуются отсутствием системности в изложении, хаотичностью использования понятий-терминов, не связанных в иерархию. Хоть часто автор обладает харизмой и артистизмом, качество понимания и усвоения учеником материала остается низким.
Поэтому для изложения теории в онлайн-образовании предпочтительны лекции в записи (до 20 минут), которые выстроены в стройную систему изложения теории в целом.
Вебинары же – это групповая работа учеников над усвоенным материалом, обсуждение результатов его практического применения.
А вот когда ученик выполняет практическое действие, он как будто забывает то теоретическое знание, которое, как ему казалось, он прекрасно понял. Он чувствует себя снова на нуле понимания предмета. Поскольку теория – это еще чужое знание, хоть и структурированное. Ученику же необходимо теперь это знание встроить в собственное понимание предмета, раскрыть это знание в предмете, убедить себя, что это знание корректно. Уже самому выстроить непротиворечивое понимание предмета изучения.
ПРАКТИКА
Например, при обучении массажу обучающийся запомнил основные анатомические структуры, изучив их по атласу и презентациям. Но на теле реального человека найти их ему оказывается крайне затруднительно.
Поэтому на рынке онлайн-образования стали все больше проявляться тенденции к практическому обучению с экспертной обратной связью наставника:
· режим видеоконференции (отчёт ученика о результатах и его обсуждение);
· оффлайн-встречи (на производственной площадке; в салоне; в студии);

· индивидуальные онлайн-консультации.

При проектировании таких практических заданий важно понимать качели, которые ожидают ученика: от убеждения в том, что материал понятен к полному разочарованию в целесообразности материала, чувстве потерянности – до озарения и открытия действительно нового знания. Здесь важно найти подход к каждому ученику, слова, которые поймет только он, мотивацию, близкую для него – тогда он сможет преодолеть очередной вираж и выйти из него победителем.

Например, мало показать ученику технику массажного движения. Важно, чтобы это движение стало для него понятным, а потому естественным и органичным.

В этом смысле онлайн-курсы, игнорирующие практику как коррекцию наставником действий ученика и поступательного ведения ученика к требуемому результату, уходят в прошлое и лишаются своих конкурентных преимуществ. Потому что общество начинает понимать, что одной теории для освоения деятельности недостаточно, нужна именно реальная работа.

Поэтому практические умения и навыки также закладываются в матрицу программы и последовательно осваиваются учеником.

Знания, умения и навыки и составляют содержание компетенций, как тех инструментов, которые ученик, в конечном счете, должен получить в итоге обучения.

Компетенции в технологии обучения – это пошаговое планирование и распределение усилий преподавателя и ученика по порционной передаче и усвоению знаний. И здесь важно понимать, что только так человек может освоить деятельность, а не иначе.

В моей программе «Разработчик онлайн-курсов» на 100% реализована практикоориентированность. Собственно говоря, это даже не учебный курс в привычном понимании. Это – лаборатория производства курса, производственное обучение, со всеми процессами продюсерского центра.

Здесь ученики не только получают новое знание, а создают свой собственный курс, который затем выводится на рынок как коммерческий продукт.