Слово «компетенция» для нас и привычно (получаем и развиваем компетенции, обучаясь; применяем компетенции в работе), и в то же время избыточно (зачем они нужны?), а у педагогов вызывает нервный тик (в связи с тоннами бумаг, которые педагог должен готовить за год).
Я прошла все эти стадии: от знакомства через отрицание к принятию и пониманию полезности – до встраивания компетенций в технологию обучения в собственном курсе.
И потому могу сказать, что это действительно важный рабочий инструмент для достижения высокого результата: максимального усвоения учебной информации. Но при условии содержательного применения компетенций, а не формально-бюрократического!
Более того: общество изрядно насытилось «инфоцыганством» – обещаниями быстрого приобретения знаний и обогащения с нулевыми результатами по итогам, с одной стороны, и формальным образованием (корочка без реальных профф. навыков), с другой.
Слово «качество» снова возвращается в нашу жизнь, вытесняя показушный симулякр. Поэтому «легкое экспресс обучение», несмотря на привлекательную обложку, теряет свою аудиторию: сегодня ученикам нужны настоящие знания для достижения реальных результатов.
Например, чтобы провести массаж, специалист должен:
Чтобы освоить эти инструменты – нужно им научиться. Тот курс будет успешен, который наиболее полно обучит специалиста компетенциям, позволяющим решать оптимальный набор задач для выполнения деятельности.
Что значит «обучить компетенциям»?
Это значит выстроить курс как математически выверенную матрицу пошагового системного знакомства –понимания – практического применения знаний, умений и навыков (= компетенций) и их интериоризации в сознании человека (когда чужое знание становится твоим, ты его свободно и осмысленно применяешь, когда посчитаешь нужным).
В таком курсе теория и практика равнозначны.
· индивидуальные онлайн-консультации.
При проектировании таких практических заданий важно понимать качели, которые ожидают ученика: от убеждения в том, что материал понятен к полному разочарованию в целесообразности материала, чувстве потерянности – до озарения и открытия действительно нового знания. Здесь важно найти подход к каждому ученику, слова, которые поймет только он, мотивацию, близкую для него – тогда он сможет преодолеть очередной вираж и выйти из него победителем.
В этом смысле онлайн-курсы, игнорирующие практику как коррекцию наставником действий ученика и поступательного ведения ученика к требуемому результату, уходят в прошлое и лишаются своих конкурентных преимуществ. Потому что общество начинает понимать, что одной теории для освоения деятельности недостаточно, нужна именно реальная работа.
Поэтому практические умения и навыки также закладываются в матрицу программы и последовательно осваиваются учеником.
Знания, умения и навыки и составляют содержание компетенций, как тех инструментов, которые ученик, в конечном счете, должен получить в итоге обучения.
Компетенции в технологии обучения – это пошаговое планирование и распределение усилий преподавателя и ученика по порционной передаче и усвоению знаний. И здесь важно понимать, что только так человек может освоить деятельность, а не иначе.
В моей программе «Разработчик онлайн-курсов» на 100% реализована практикоориентированность. Собственно говоря, это даже не учебный курс в привычном понимании. Это – лаборатория производства курса, производственное обучение, со всеми процессами продюсерского центра.
Здесь ученики не только получают новое знание, а создают свой собственный курс, который затем выводится на рынок как коммерческий продукт.